Обмен опытом: работа по наставничеству в МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Каменского МО.
27.11.2025
Система наставничества в работе с педагогическим составом
в нашей ДО заслуживает пристального внимания и применения, в ней отражена
необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала,
который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем
месте. Методическая работа администрации ДО и педагогов-наставников направлена
на становление начинающего педагога и с профессиональной позиции, и с позиции
развития личности. Она помогает становлению начинающего педагога на всех
уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство,
профессиональное самоопределение,
определение направлений повышения квалификации;
творческая самореализация,
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Начинающий педагог должен в
максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях
практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то,
что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же
ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги
по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Целью наставничества является: оказание помощи начинающему
воспитателю в его профессиональном становлении.
В ходе работы решаются следующий задачи:
1. Привить
начинающему воспитателю интерес к педагогической деятельности и закрепить их в
дошкольном образовательном учреждении.
2. Ускорить
процесс профессионального становления педагога, развить его способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности.
3.
Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения
в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы работы с начинающим воспитателем:
принцип
уважения и доверия человека
принцип
сотрудничества
принцип
индивидуализации
принцип
открытости
принцип
компетентности
принцип
соблюдения норм профессиональной этики
Прогнозируемые результаты:
По итогам данной работы воспитатель приобретет ряд профессиональных
умений:
- аналитические
умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом
взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умение
применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной
работе с ребенком;
- умение
планировать, подготавливать и осуществлять процесс
воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- прогностические
умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в
воспитательно-образовательном процессе;
- умение
анализировать и создавать психологически комфортную развивающую
предметно-пространственную среду в дошкольном образовательном учреждении;
-
устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на основе
сотрудничества и взаимопонимания;
- умение
использовать современные инновационные технологии в
образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
- пройти квалификационные испытания на
соответствие занимаемой должности, а далее на квалификационную категорию.
Для работы с начинающими педагогами руководитель МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» (далее «ДО») выбирает наставников из
наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень
профессиональной подготовки, развитые коммуникативные навыки и гибкость в
общении, опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в
работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться
профессиональным опытом. Кандидатуры наставников рассматриваются на
педагогическом совете и утверждаются приказом заведующего. Назначение
производится при обоюдном согласии наставников и начинающего специалиста, за
которым они закреплены.
В 2024-2025 году в нашей ДО работала наставническая
пара: педагог - наставник Логвинова Л.П.
и начинающий воспитатель Хребтова О.А. При выборе формы работы с начинающим
специалистом было проведено входное собеседование, где он рассказал о своих
опасениях, трудностях, проблемах в освоении профессии, а затем совместно с
педагогом – наставником наметили план работы по профессиональному развитию.
Показателями оценки эффективности работы наставника
является выполнение начинающим педагогом ДО целей и задач в период
наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового
контроля, участия начинающего педагога в конкурсных мероприятиях и мероприятиях
по обобщению опыта.
В процессе работы, согласно
Плана профессионального развития за 2024 -2025 годы с начинающим воспитателем,
педагог – наставник создавала благоприятные условия для профессионального роста начинающего педагога,
обеспечивала атмосферу взаимопомощи и взаимопонимания. Оказывала помощь в
проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в
соответствии с возрастными особенностями и задачами основной образовательной
программы дошкольного воспитания ДО. Успешно передавала свой педагогический
опыт и профессиональное мастерство в виде консультаций, бесед, взаимопосещения
занятий, совместно проводимых мероприятий. На семинаре–практикуме изучили и
отработали игровые формы в образовательной деятельности, все педагоги ДО
поделились своим опытом работы и продемонстрировали разработанные дидактические
игры. Педагог-психолог провел тренинг на тему: «Твое оригинальное начало в
образовательной деятельности», в котором с интересом поучаствовали и другие
воспитатели.
На консультациях проходило знакомство с
востребованными педагогическими технологиями, методами и приемами обучения, по
подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и
дидактического материала, изучению возрастных особенностей развития детей,
современных подходов к планированию образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО, методов взаимодействие с семьями обучающихся,
рассматривали структуру и содержание портфолио педагога. Уделено внимание и на
использование ИКТ в процессе ОД, технику безопасности при использовании ПК.
На педагогических советах, семинарах, совещаниях при
заведующем изучались требования законодательства в сфере образования,
нормативные акты, определяющие права педагогического работника ДО по занимаемой
должности.
В процессе образовательной деятельности, режимных
моментов педагог – наставник контролировала и оценивала самостоятельное
проведение начинающим специалистом занятий, игр, прогулок и других мероприятий,
практическое освоение основ педагогической деятельности (проектирование,
подготовку, проведение и самоанализ занятия, формы, методы и приемы обучения,
создание благоприятного психологического климата на занятиях и других режимных
моментах). Совместно выявляли и устраняли допущенные наставляемым ошибки.
Хребтова
О.А. изучила нормативные
акты, определяющие служебную деятельность, особенности работы ДО и
функциональные обязанности по занимаемой должности. Педагог постоянно работает
над повышением профессионального мастерства, овладевает практическими навыками
по занимаемой должности, повышает свой общеобразовательный и культурный
уровень. Периодически отчитывается по своей работе перед наставником. Успешно
проходит курсы повышения квалификации: «Обеспечение условий для образования
дошкольников с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих
деятельность по адаптированным образовательным программам», «Основы здорового
питания (для детей дошкольного возраста)», «Конфликтологическая компетентность
в практике воспитателя ДОО при взаимодействии с участниками образовательной
деятельности: воспитанники, родители (законные представители), педагогические
работники».
Администрация ДО создает необходимые условия для
наставничества, оказывает организационную, методическую помощь в развитии
системы дошкольного наставничества, изучает, обобщает и распространяет
положительный опыт дошкольного наставничества через участие в районных
педагогических чтениях, методических объединениях, конкурсах, проводимых на
уровне ДО, муниципалитета, региона, размещения статей на сайте ДО, в
Госпабликах, в печатных изданиях. Определяет меры поощрения
педагогов-наставников через систему стимулирования.
В годовом плане работы ДО включено взаимопосещение
занятий, в этом случае молодой, начинающий свою профессиональную деятельность
педагог сам становится экспертом: присутствует на занятиях своих старших
коллег, рефлексирует, обменивается опытом, мнениями.
В ДО разработаны документы, регламентирующие наставничество, такие как: положение «О
наставничестве в МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»; приказ заведующего ДО
об организации наставничества; протоколы заседаний педагогического совета, на
которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации и
обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству, план работы по
наставничеству с оценкой о проделанной работе и отзывом с предложениями по
дальнейшей работе начинающего специалиста.
В своей работе педагог-наставник применяла такие формы
взаимодействия, как: деловые и ролевые игры, проигрывались различные ситуации
приобщении с детьми, родителями, анализировались педагогические ситуации успеха
и неудач, развивающие деловую коммуникацию, способности принимать решения,
умение аргументировано формулировать мысли. Использовали такие схемы
взаимодействия, как молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование
авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей, молодой
специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Большую эффективность по сравнению с традиционными
формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий)
имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги,
психолого-педагогические деловые игры, конкурсы, круглые столы совместно с
родителями и воспитанниками, разработка и презентация моделей занятий,
презентация себя как педагога. Молодой воспитатель принимала участие в
Педагогических чтениях-2025, в Педагогической мастерской, проходивший в
Каменском муниципальном округе Свердловской области, получила диплом лауреата.
Так же принимала участие в конкурсах муниципального, областного и
всероссийского уровней:
- Муниципальный творческий конкурс «Обьемные фигуры», Декабрь 2023 – III место;
- Муниципальный конкурс творческих работ «Новогоднее чудо», номинация
«Оригинальное елочное украшение», Декабрь 2025г. , III место;
- V Всероссийский дистанционный
конкурс детских рисунков «Я РИСУЮ ЛЕТО», 20.06.2025, участие;
- Областной творческий литературно-исторический детский конкурс «Эстафета
памяти», 10.09.2025, лауреат.
Отчет молодого специалиста о
результатах деятельности и отчет педагога- наставника заслушиваются на итоговом
педагогическом совете ДО. В 2025 году результаты работы наставнической пары
были представлены на Областном конкурсе «Мастер-наставник», стали участниками 1
этапа.
Старший воспитатель Пятина М.С. представляет динамику
результатов контроля за деятельностью Хребтовой О.А. по следующим критериям:
планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений
при проведении образовательной деятельности, организация развивающей
предметно-пространственной среды в группах, уровень освоения программного
материала воспитанниками.
В результате проводимой работы
начинающие педагоги успешно адаптируются в педагогическом сообществе, уверенно
чувствуют себя, закрепляют свое убеждение в правильном выборе профессии,
проходят аттестацию на соответствие
занимаемой должности, и уверенно готовятся к испытанию на квалификационную
категорию.
Заведующий МКДОУ «Кисловский детский
сад «Росинка»
Новоселова М.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.11.2025
Дата обновления: 27.11.2025
Дата публикации: 27.11.2025